В последние годы на рынок аудио/видео аппаратуры поступает значительное число предложений аудио систем, панелей, баров с почти полной автономией процессов обработки и усиления звука, а часто и беспроводной передачей сигналов, однако при обустройстве домашнего кинотеатра с многоканальным звуком нередко даже профессиональные инсталляторы систем мультимедиа оказываются не способными создать из этих «инновационных» компонентов единый и эффективный по конечному итогу комплект. Т.е. как бы не рекламировали производители свою автономную акустику или системы, в том числе встроенные в видео панели, в действительности пока достойной альтернативы AV ресиверам или процессорам с усилителями в сочетании с комплектом акустики нет, во всяком случае при проектировании и установке домашних кинотеатров профессионального уровня с Dolby Atmos, DTS: X или Auro-3D форматом объемного звука.
Меломаны и аудиофилы старшего поколения могут вспомнить, что в свое время AV ресиверы были разработаны для объединения трех отдельных электронных компонентов - предусилителя, усилителя мощности и радио-тюнера, на рассвете hi-fi продававшихся только по отдельности. Совсем недавно интегральные усилители объединили предусилитель и усилитель мощности, а когда к ним был добавлен радио-тюнер (приемник радио сигнала) новое системное решение получило название «ресивер».
Эволюция аудио от моноканального к стерео и многоканальному звуку в домашнем кинотеатре в целом определила алгоритм работы и состав системы – секция предварительного усилителя выполняла обработку объемного звука для декодирования саундтреков, а усилитель мощности передавал усиленный сигнал на все большее число каналов - сначала пять, затем семь, девять, и, наконец, 11 или 13 в наиболее прогрессивных решениях ресиверов.
Безусловно, de facto процесс обработки звука и видео в AV ресиверах от получения сигнала с кабельной/спутниковой сети, Blu-ray player, smart TV, Bluetooth смартфона и т.д. до вывода информации на видео панель и акустику на порядки сложнее, а особенно при наличии и использовании функций преобразования двуканального сигнала в форматы многоканального звука 5.1, 7.1 и/или вывода на акустику иммерсивного объемного звука Dolby Atmos, DTS: X или Auro-3D, и/или при работе на две и более зон в системе мультирум. Вместе с тем, общий принцип работы AV ресиверов аналогичен и в бюджетных, и профессиональных версиях – низкоуровневый сигнал с источника полностью обрабатывается «под установку» пользователя и выводится на видео панель и акустику с возможностью регулирования мощности и звуковых оттенков.
Долгое время считали, что базовая конфигурация 5.1-канального звука является минимальной для домашнего кинотеатра, а сегодня многие профессиональные инсталляторы отмечают факт оптимальности этой схемы для домашних кинотеатров в небольших помещениях персональных кинозалов с точки зрения возможности максимально точного позиционирования акустики и формирования лучшей звуковой картины в месте прослушивания/просмотра аудио/видео контента. Условно к той же схеме относят конфигурацию иммерсивного (объемного многоуровневого) звука 7.1, в которой дополнительная пара потолочной акустики или акустики отраженного звука усиливает эффект «присутствия» слушателя, но не вносит критических изменений в базовую звуковую картину.
Нет нужды говорить о том, что схемы 5.1 и 7.1 при достаточной мощности усилителя и акустики будут отлично работать и в больших персональных кинозалах, однако при значительной длине и пространстве помещения более дифференцированный звук схем 9.1/2, 11.1/2, 13.1/2 зачастую оказывается лучшим вариантом, хотя и требует высокого профессионализма инсталляторов и акустической обработки помещения. В свою очередь, если есть желание или необходимость трансляции аудио и видео в других помещениях, но без покупки дополнительного усиливающего оборудования, то стоит выбирать AV ресивер с поддержкой зон мультирума, тем более, что сегодня эта опция у многих производителей стала базовой и не особенно влияет на конечную цену.
Выходная мощность усилителя - критическая спецификация для любого AV ресивера, но не стоит полагаться только на заявленную цифру, поскольку эта величина зависит от сопротивления нагрузки (акустики на каналах) и источника питания, определяющего уровень гармонических искажений. Так, некоторые производители AV ресиверов заявляют мощность выходного каскада при нагрузке в 6 и даже 4 ома, хотя основная масса профессиональной акустики имеет импеданс в 8 ом, а значит реальная мощность на таких колонках будет в разы меньше заявленной. В свою очередь напряжение питания с более высоким коэффициентом искажения дает возможность повысить мощность, но выход за рамки более 1% ведет или к значительным искажениям воспроизведения звука или отключениям/ограничениям мощности самим ресивером для устранения рисков перегрева.
Традиционный «lift test» (приравнивает вес усилителя к его выходному сигналу) сегодня стал уже не показательным для усилителей или AV ресиверов, поскольку гигантский (часто тороидальный) трансформатор питания, и большие тяжелые радиаторы характерны для усилителя класса A или класса A / B, однако современные усилители класса D от Denon и Pioneer компактные и легкие, но одни из лучших по качеству и характеристикам, в том числе выходной мощности и низкому коэффициенту искажения. Чрезвычайно сложно определить требуемую мощность ресивера или усилителя только по размерам персонального кинозала, если там не была проведена акустическая обработка – помещение может, как активно отражать звуковые волны, так и поглощать их (быть «мертвым»), что для формирования оптимальной звуковой картины требует абсолютно разной мощности усилителя (и акустики). В свою очередь THX сертифицированные ресиверы вместе с THX сертифицированной акустикой можно подобрать по объему кинозала, но лучше это делегировать профессиональным инсталляторам домашних кинотеатров.
Каждый современный AV ресивер имеет одни и те же стандартные режимы объемного звука для прямого декодирования саундтреков, встроенных в видеодиски, потоки и трансляции, причем даже в самых недорогих моделях в базовый набор опций входит декодирование сжатых «без потерь» форматов Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio и их аналогов Dolby Digital / Dolby Digital Plus и DTS / DTS-HD.
Практически все с AV ресиверы с семью и более каналами также включают обработку Dolby Atmos и DTS: X - объемного звука, иногда называемого «иммерсивным звуком», который предлагается для домашних кинотеатров с конца 2014 года и обеспечивает максимально возможный на текущий момент эффект восприятия аудио с «присутствием» (см. более детально о формате двухуровневого звука Dolby Atmos® здесь). Несколько AVR и процессоров имерсивного звука, в первую очередь, от Marantz, Denon и некоторых высококлассных брендов сегодня также предлагают обработку трехуровневого формата Auro-3D, но эта технология требует более сложной настройки акустики, а аудио/видео контента с кодированием в Auro-3D пока меньше, чем с Dolby Atmos и DTS: X (см. подробнее о трехуровневом звуке Auro 3D® и двухуровневом звуке Dolby Atmos® в этом материале).
К недостаткам форматов иммерсивного звука можно отнести необходимость использования большего числа акустических систем, многоканального ресивера и сложность установки акустики в аспекте получения единой звуковой картины. Так, для Dolby Atmos® конфигурация включает в себя 5.1-канальную систему с четырьмя дополнительными потолочными (или динамическими (отраженного звука) громкоговорителями с поддержкой Atmos (система 5.1.4). Вместе с тем, может быть создана система 5.1.2 с одной парой более центрально расположенных каналов, что даст все еще эффективное (хотя и заметно усеченное) объемное поле, а современные ресиверы с поддержкой декодирования Atmos и DTS: X работают схемами звука от 7.1.
Справка: Узнать о путях и возможностях формирования оптимальной и демократичной цены на сборки ДК из компонентов ведущих производителей мира можно по телефонам: +7(495) 771-55-22, +7(495) 506-00-82, или отправив интересующий вопрос на email: info@tophi-fi.ru) |
Пользуясь данным сайтом и любым его сервисами, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональной информации. |
|
Top HI-FI® 2003-2024 |