Акустическое проектирование домашнего кинотеатра – вопрос чрезвычайно сложный, кропотливый и в силу субъективного фактора обычно решается инженером акустиком совместно с владельцем Hi-Fi или Hi-End аппаратуры. Вместе с тем, ряд мероприятий по улучшению акустики, выполненных владельцем, хотя и не смогут довести восприятие аудио сигналов в комнате/зале до субъективного «идеала», но ускорят и облегчат работу специалиста – акустика по коррекции распределения и частотности звуковых волн в помещении.
Работы, которые можно/следует выполнить до того, как будет осуществляться монтаж и установка домашнего кинотеатра.
1. Определить местоположение комнаты/зала для прослушивания/просмотра в квартире/доме. Для уменьшения расходов на звукоизоляцию ограждающих конструкций комната/зал кинотеатра должен быть изолирован от уличного шума другими помещениями. Если одна из стен выходит непосредственно на улицу, то величина оконного проема в ней должна быть сведена до возможного минимума, а остекление выполнено, как минимум стеклопакетом с тремя камерами. На звукоизоляцию этой стены следует обратить особое внимание, а при возможности экранировать здание от улицы высоким забором, чтобы исключить/снизить воздействие прямых звуковых волн.
2. Построить или переформатировать зал для прослушивания с размерами, где Н – высота, S – ширина, L – длина, согласно рекомендациям:
Если возможно – заложить такие варианты кратности размеров при проектировании строительства дома, если нет – переформатировать помещение с помощью фальш стен, потолков, попутно придерживаясь правила не параллельности поверхностей. Это позволит исключить большую часть нежелательных интерференций звуковых волн, искажений от стоячих волн и флаттер-эффект.
3. Обработать оконный проем. Стекло интенсивно отражает волны высоких и средних частот, что может привести к искажениям звука и пропускает через себя волны большой длины (низкие частоты). Поэтому оконный проем нужно закрывать массивными ставнями, жалюзи или хотя бы шторами.
4. Обеспечить низкую отражательную способность и высокие звукоизоляционные свойства пола. Если не предусматривается конструкция «комната в комнате» термосного типа, то пол лучше всего сделать «плавающим» на подушке из акустических матов, а покрытие пола – ворсистым или предусмотреть размещение ковра на участке прямых отражений между слушателями и акустическими системами.
1. Разместить фронтальные акустические системы согласно рекомендациям Джорджа Кардаса (принцип «золотого сечения») в:
Расположение фронтальной акустики вдоль короткой стены помещения.
Слушатели должны располагаться зоне вершины равностороннего треугольника (две другие вершины треугольника – центры громкоговорителей акустических систем;
Местоположение слушателей относительно фронтальных АС.
Размещение вронтальной акустики вдоль длинной стены помещения.
2. Разместить тыловые акустические системы в зависимости от их типа излучения (прямого излучения, диполи). Если в домашнем кинотеатре используются дипольные акустические системы, то в случае: одного ряда слушателей их следует размещать на высоте ушей зрителей (или немного выше) с центрами диполей на одной линии с рядом посадочных мест; двух рядов слушателей центры диполей должны быть смещены ко второму ряду на 2/3 расстояния между рядами. На стенах и потолке в местах первых отражений нужно располагать диффузные отражатели.
Размещение дипольных тыловых акустических систем.
В случае источников звука прямого излучения акустические системы должны располагаться с позиционированием звука на слушателей, но, вместе с тем, возможно дальше от них и не в углах помещения, поскольку это может привести к неравномерности низкочастотного звукового поля.
3. Разместить акустику центрального канала. Основным принципом размещения центрального канала является его психологическая привязка к экрану видео, чтобы получить максимальный эффект присутствия. Не желательно появление первых отражений от пола и стен и поэтому следует предусмотреть в местах отражений размещение звукопоглотителей или рассеивателей звуковых волн. При полнодиапазонной АХЧ акустики центрального канала ее расположение по расстоянию от фронтальной стены должно совпадать с аналогичным расстоянием фронтальных акустических систем.
4. Разместить сабвуфер. Не допустимо размещение сабвуфера в центре комнаты, а также нежелательна установка в углу, поскольку это вызовет значительные комнатные резонансы. Хорошим расположением считается размещение сабвуфера вдоль фронтальной стены. Использование двух сабвуферов снижает неравномерность АЧХ и их следует размещать вдоль фронтальной стены на разных расстояниях от боковых стен.
5. Обработать углы комнаты/зала для прослушивания. В углах тыльной стены для снижения интенсивности комнатных резонансов в полосе низких частот следует смонтировать низкочастотные ловушки-поглотители.
6. Снизить влияние интерференционных искажений от первых отражений звуковых волн (флаттер-эффект, гребенчатый эффект и т.д.). Определить места первых отражений от акустических систем на полу, потолке и стенах. Для этого можно воспользоваться обычным зеркалом и помощью члена семьи. Контролирующий располагается на месте для прослушивания, а помощник проносит вдоль одной из боковых стен зеркало. Появление отражения в зеркале акустической системы будет обозначать место первого отражения (для каждой из акустических систем – свое). Аналогичная процедура выполняется для потолка и пола. В местах первых отражений размещают звукопоглощающий или звукорассеивающий материал в виде отделки или экранов.
7. Обработать тыльную сторону помещения. Основное назначение тыльной стороны зала/комнаты кинотеатра –диффузное рассеивание звуковых волн и поэтому на нее устанавливают специальные рассеиватели (диффузоры Шрёдера и т.п.) или же конструкции, аналогичные им по свойствам (бюджетный вариант – полки с дисками, пластинками, стеллажи для книг и т.д.). Смотрите акустическая обработка кинозала домашнего кинотеатра в данной статье
8. Обработать фронтальную стену. В случае домашних кинотеатров фронтальная стена должна быть звукопоглощающей и сообразно этому следует планировать ее декоративно-акустическую отделку.
Справка: Узнать о путях и возможностях формирования оптимальной и демократичной цены на сборки ДК из компонентов ведущих производителей мира можно по телефонам: +7(495) 771-55-22, +7(495) 506-00-82, или отправив интересующий вопрос на email: info@tophi-fi.ru) |
Пользуясь данным сайтом и любым его сервисами, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональной информации. |
|
Top HI-FI® 2003-2024 |