Лучший сайт HI-FI
по оценке мировых производителей
бронзовый финалист

Наши сертификаты

  • THIEL Audio Loadspeakers
  • Университет Звука: мастер автоматизации
  • Авторизованный дилер ARCAM (A&R)
  • Авторизованный дилер THIEL Audio
  • Авторизованный дилер Acoustic Energy
  • Университет Звука: акустика и аудиотехника
  • Контроль качества Xantech
  • THIEL Audio Products
  • SmartSub Integrator
  • KRAMER Electronics, Ltd

Мы являемся официальными дилерами

  • Loewe
  • Genelec
  • Metz
  • Rel
  • JBL
  • Martin Logan
  • Elan
  • Rotel
  • Control
  • Sonos
  • Hantarex
  • Elac
  • Rti
  • Sim-2
  • Mark Levinson
  • Dali
  • Meridian
  • KEF
  • Revel
  • Onkyo
  • Clear Audio
  • Monitor Audio Ltd
  • Marantz
  • Imerge
  • Mcintosh


Руководство по акустическим системам домашнего кинотеатра

Возврат к списку

21.11.2011


Современный рынок аудио систем и воспроизводящей звук аппаратуры стихийно и условно разделен на продукцию, ориентированную на аудиофилов, меломанов, предпочитающих высокую достоверность воспроизводимого аудио оригиналу, и людей, довольствующихся звуком со встроенных в видеопанель динамиков, компактной блочной акустики типа Soundbar Speakers или миниатюрных сателлитов коробочных домашних кинотеатров. В целом акустические системы, ресиверы, процессоры, усилители и для апатичных к качеству прослушиваемого аудио людей, и для аудиофилов можно считать крайностями в концепции высококачественного звука, поскольку игнорирование возможностей современной аппаратуры без объективных на это причин (стесненные финансовые обстоятельства, физиологические проблемы, в том числе со слухом) это nonsense по сути, а огромные финансовые вложения практически в оригинальный дизайн и сомнительно – повышение качества не более, чем абсурд по определению.

Но если сегмент низкокачественной аппаратуры для домашних кинотеатров постепенно сокращается из-за снижения потребительского спроса, то акустические системы, процессоры, усилители и проигрыватели для аудиофилов ежегодно выпускаются производителями в стабильных, хотя и небольших объемах. Причем некоторые новинки аудиофильского рынка традиционно шокируют ценой, как например представленный Audio Power Labs летом 2011 года одноканальный ламповый усилитель мощности Audio Power 833TNT с микропроцессорным управлением жидкостного охлаждения капиллярного действия и мощностью 200 Вт по стартовой цене от 150000 до 170000 долларов за пару, в то время, как практически аналогичный по коэффициенту нелинейных искажений моноблок-усилитель Hi-Fi уровня BMC М1 немецкой компании BMC Audio GmbH с мощностью 200W при подсоединении акустики с сопротивлением 8? или 380W при акустике с сопротивлением 4? стоит в 12-15 раз дешевле (около 8 тыс. долларов). Т.е. для пятиканального домашнего кинотеатра усиливающая аппаратура в случае Audio Power 833TNT обойдется без малого в полмиллиона долларов, а с использованием моноблоков BMC М1 – около 40 тыс. долларов.


Рис. Моноблок Audio Power 833TNT компании Audio Power Labs (слева), моноблок BMC М1 компании BMC Audio GmbH справа

Некоторые новинки этого года впечатляют дизайном, хотя и явно без улучшения качества воспроизведения звука, а иные – не столько дизайном, сколько использованными для изготовления материалами (системы израильтянина Shmuel Linski из бетона).


Рис. Слева направо акустические системы 2011 года - первый ряд: Model XA эстонской студии Alfred & Partners, G2 Giya английской компании Vivid Audio, и во втором ряду: KEF Blade английской компании KEF, Organic Harmony компании Shape Audio.

Рис. Акустика из бетона Shmuel Linski.

Акустические системы Hi-Fi категории


Акустические системы Hi-Fi категории условно можно разделить:

- по способу установки и размерам на отдельно стоящую напольную полногабаритную и компактную, настенную/потолочную встраиваемую и накладную, полочную акустику и системы/блоки центрального канала;

- по спектру воспроизводимых частот на одно-, двух и широкополосную и сабвуферы;

- по направлению излучения звуковых волн на прямонаправленную, дипольную и бипольную;

- по ценовому диапазону (если не рассматривать сравнительно дешевые «коробочные» системы и аудиофильские акустические системы с неадекватными ценами) на элитную и среднего ценового диапазона.

Следует понимать, что стоимостный фактор в отношении акустических систем предельно условный и определяется, как используемыми технологиями, чаще всего запатентованными, дизайном, материалом корпусов, так и раскрученностью бренда и спецификой национального рынка, но весьма ограниченно – техническими характеристиками акустических систем, в категории Hi-Fi стандартизированными и высокими.

Так, выпущенные на европейский рынок на рубеже 2010-2011 года системы для домашних кинотеатров Klimt Speaker System австрийского производителя Vienna Acoustics (V.A. lautsprecherprodukt. Gmbh) по цене (порядка 60 тыс. долларов) приближаются к аудиофильской акустике за счет:

- впечатляющего дизайна;


- оригинального конструктивного исполнения акустики фронтальных и центрального канала;


- запатентованной технологии изготовления диффузоров низкочастотных динамиков «Spider Cone» из смеси на основе полипропилена и плоских «куполов» среднечастотников и пьезоэлектрических supertweeter, расширяющих диапазон воспроизводимых частот до 100 кГц.


В три раза меньшая цена (около 20 тыс. долларов) была заявлена французской Focal-JMLab в начале 2011 года на комплекты 5:1 домашних кинотеатров Electra 1028 Be Speaker System, в которых купола твиттеров выполнены из бериллия, а диффузоры средне и низкочастотных динамиков из покрытой специальным вспененным составом ткани из стекловолокна, хотя по качеству звука, доступному для восприятия человеком, системы аналогичны Klimt Speaker System Vienna Acoustics.



Рис. Акустика фронтального и среднего каналов Electra 1028 Be Speaker System

Рис. Полочная акустика окружающего (обволакивающего) звука и сабвуфер Electra 1028 Be Speaker System

За весьма небольшую в сравнении с Vienna Acoustics Klimt Speaker System цену с весны 2011 года начали поставляться на мировой рынок системы домашних кинотеатров TritonCinema Two американской компании GoldenEar Technology, имеющие встроенный сабвуфер во фронтальной акустике и очень тонкую акустику центрального канала.


И это при том, что в высокочастотных твиттерах была использована одна из перспективных технологий выполнения диффузора в виде мехов гармошки (или аккордеона) из полимерных составов с излучением звуковых волн по типу поршня, а не колебанием купола, а диффузоры средне и низкочастотных динамиков изготовлены комбинированными.


Почти аналогичная цена (чуть более 5 тыс. долларов) была заявлена осенью 2011 года американской компанией MartinLogan (с 2005 года MartinLogan принадлежит инвестиционному холдингу ShoreView Industries) на уникальные по конструкции и подходу к формированию звуковых волн комплекты домашних кинотеатров ElectroMotion ESL Speaker System.


В ElectroMotion ESL Speaker System фронтальные колонки работают в диапазоне частот от 500 до 22 кГц и излучают звуковые волны благодаря колебанию сверхтонкой электростатической мембраны.


Одновременно с этим в акустике центрального канала и дипольной акустике обволакивающего звука использованы твиттеры с прогрессивным «гармошечным» диффузором.

Т.е. цена на системы осталась довольно невысокой несмотря на уникальную технологию электростатического преобразования в фронтальных колонках, твиттеры диполей и центральной акустики, оригинальный дизайн и впечатляющие частотные характеристики. Хотя следует признать, что недостатки в этой разработке есть, главный из которых – необходимость устанавливать фронтальную акустику от стены на расстоянии не менее 0,618 высоты помещения для качественного воспроизведения аудио, что не всегда возможно в небольших по площади кинозалах домашних кинотеатров.

Фронтальная акустика домашних кинотеатров

В качестве фронтальной акустики домашнего кинотеатра в кинозалах средних и больших площадей используют, как правило, полноформатные напольные акустические системы («башни») со спектром воспроизводимых частот, перекрывающим средний, высокий и часть нижнего диапазона, причем, как прямого излучения, так и бипольные системы.


Рис. Бипольная фронтальная акустика Definitive Technology (слева) и «башни» компании Atlantic Technology (справа) начала 2011 года

Вместе с тем для фронтальной акустики можно практически с тем же успехом использовать компактные акустические системы – и напольные и полочные, устанавливаемые на крннштейнах/подставках, а также суперкомпактные колонки-сателитты с условием того, что они работают с воспроизведением Hi-Fi качества звука.


Рис. Компактная фронтальная акустика (слева направо): SuperCinema 3 компании GoldenEar Technology (начало осени 2011 года), Gold GX50 компании Monitor Audio (лето 2011 года), RB-61 II компании Klipsch (осень 2011 года), суперкомпактная серия SoundSpot Music Theatre 2 Ultra компании Morel Headquarters (осень 2011 года).

Представленная сегодня на рынке акустика фронтального канала может иметь отдельные низкочастотные динамики (и даже встроенные сабвуферы, как в TritonCinema Two американской компании GoldenEar Technology), комбинированные двуполосные НЧ/СЧ динамики, среднечастотники, но обязательно – высокочастотные твиттеры. Именно фронтальная акустика ответственна за формирование уровня звукового давления и высокочастотного фона на месте прослушивания и «сглаживает» несоответствия акустики центрального канала и ориентированных на воспроизведение длинных звуковых волн низкой частоты сабвуферов. Твиттеры в акустике фронтальных каналов изготавливают с диффузорами-куполами из золотого, титанового или бериллиевого сплава (Monitor Audio в сериях Platinum, Gold GX, Silver RX, Electra 1028 Be Speaker System Focal-JMLab и т.д.), иногда из искусственного шелка (Klimt Speaker System Vienna Acoustics) или в виде плоских полимерных «гармошек» (TritonCinema Two GoldenEar Technology и др.), тонких мембран из синтетических материалов (ElectroMotion ESL Speaker System MartinLogan). Преимущества тех или иных конструкций твиттеров по качеству воспроизведения высоких частот в целом может и понятны специалистам-акустикам, но сомнительно – обычному обывателю, в том числе людям с музыкальным образованием, поскольку частоты выше 16-18 кГц не воспринимаются человеческим слухом.

Акустика окружающего (обволакивающего) звука домашних кинотеатров

Эффект объемного звука реально воспринимается человеком в домашних кинотеатрах схем 5:1, 7:1, 9:1 за счет дополнительных акустических систем, устанавливаемых на боковых стенах в зоне прослушивания и/или на задней стене домашнего кинозала. Для этих целей чаще всего используются компактные акустические системы – настенные/полочные, встраиваемые, иногда потолочные, как прямого излучения, так и дипольные или бипольные. Безусловным является факт, что в случае применения акустики прямого излучения она должна быть ориентирована на место прослушивание вне зависимости от места размещения (на боковых или тыльной стене кинозала). В то же время бипольные или дипольные акустические системы излучают звуковые волны в разных направлениях и формируют «обволакивающее» звуковое давление, безусловно, при акустически грамотной установке и обработке кинозала звукопоглощающими и звукорассеивающими материалами.


Как правило, акустика обволакивающего звука двухполосная со среднечастотными и высокочастотными динамиками, работает в диапазонах частот, сходных с фронтальной акустикой и в случае прямоизлучающих систем – взаимозаменяема с фронтальными колонками.

Акустика центрального канала домашних кинотеатров


Акустика центрально канала, как правило, SurroundBar – блоки с горизонтальным расположением средне, низко и высокочастотных динамиков, но в основном ориентирована на высококачественное воспроизведение средних частот для Hi-Fi передачи человеческой речи. Выпускается автономно стоящей, как подставка под телевизионную панель и может адаптироваться производителем под конкретную модель видео панели на заказ.


Встраиваемые акустические системы домашних кинотеатров


При ограниченных площадях помещений кинозалов домашних кинотеатров, или в случае реализации специальных дизайнерских проектов фронтальная акустика, акустика обволакивающего звука и даже сабвуферы могут быть встроены в стены помещения или в потолок. Огромные сложности создания плоских излучающих динамиков с разным успехом преодолеваются производителями, и поэтому в целом встраиваемая акустика известных брендов не выходит за рамки качества, характерного для Hi-Fi категории.


Рис. Сверху вниз, слева направо: встраиваемая в стену фронтальная акустика L100i/C150i in-wall компании Wisdom Audio, встраиваемая в стену акустика обволакивающего звука LA-550 In-Wall компании BG Radia, встраиваемая в потолок акустика ES-HT700 In-Ceiling компании Episode Speakers, встраиваемый в стену сабвуфер SUB 12-500 In-Wall компании Sonance встраиваемый в стену сабвуфер BGX-4850 In-Wall компании BG Radia.

Сабвуферы домашних кинотеатров

Сабвуферы домашних кинотеатров в подавляющем большинстве случаев автономные акустические системы с одним низкочастотным динамиком, реже двумя и фазоинверторным портом с лицевой или задней стороны корпуса.


Сабвуферы бывают пассивного и активного типа – пассивные работают от усилителя мощности, в том числе встроенного в A/V ресивер, активные имеют свой собственный усилитель мощности и блок питания. Домашний кинотеатр может комплектоваться пассивным и/или активным сабвуфером в зависимости от проекта выполняемой сборки и предпочтений заказчика. Предпочтение обычно отдают сабвуферам активного типа, полностью автономным и не нагружающим усилитель мощности с A/V процессором или A/V ресивер.




Справка: Узнать о путях и возможностях формирования оптимальной и демократичной цены на сборки ДК из компонентов ведущих производителей мира можно по телефонам:

+7(495) 771-55-22, +7(495) 506-00-82, или отправив интересующий вопрос на email: info@tophi-fi.ru)


Возврат к списку

      Пользуясь данным сайтом и любым его сервисами, Вы подтверждаете 
свое согласие на обработку персональной информации.
   

Top HI-FI® 2003-2024