Лучший сайт HI-FI
по оценке мировых производителей
бронзовый финалист

Наши сертификаты

  • Авторизованный дилер ARCAM (A&R)
  • Контроль качества Xantech
  • KRAMER Electronics, Ltd
  • THIEL Audio Loadspeakers
  • Университет Звука: акустика и аудиотехника
  • Университет Звука: мастер автоматизации
  • Авторизованный дилер Acoustic Energy
  • SmartSub Integrator
  • Авторизованный дилер THIEL Audio
  • THIEL Audio Products

Мы являемся официальными дилерами

  • Imerge
  • Sonos
  • Loewe
  • Meridian
  • Revel
  • Elan
  • Rel
  • JBL
  • Clear Audio
  • Rotel
  • Monitor Audio Ltd
  • Metz
  • Hantarex
  • Dali
  • Control
  • Sim-2
  • Mcintosh
  • Genelec
  • Rti
  • Marantz
  • KEF
  • Mark Levinson
  • Elac
  • Onkyo
  • Martin Logan


Особенности формирования стереостудий и стереозон мультирума домов/квартир с домашним кинотеатром.

Возврат к списку

31.07.2018


Стереостудии продолжают пользоваться популярностью наравне с домашними кинозалами, хотя в последние десятилетия такие студии в основном – это прерогатива аудиофилов, а обычные меломаны переходят на многоканальные системы, создаваемые в виде и на базе домашних кинотеатров, в том числе системы мультирум. По сути, за исключением сегмента дешевых «коробочных» решений комплектных домашних кинотеатров (ДК) практически все профессиональные сборки ДК базируются на ресиверах (или процессорах с усилителями), позволяющих осуществлять ретрансляцию аудио (а зачастую и видео) в другие помещения дома или квартиры. Эти зоны ретрансляции (или зоны мультирум системы) могут располагаться практически в любом помещении вне зависимости от его целевого назначения и коммутироваться с базовым силовым оборудованием домашнего кинотеатра, как по проводной, так и беспроводной или гибридной связи, однако в подавляющем большинстве случаев даже при возможности передачи с домашнего кинотеатра многоканального аудио зоны мультирума строятся по схемам стереозвука.

В целом это обусловлено не столько типичным для владельцев субъективным отношением к мультирум зонам, как к сопутствующим преимуществам профессиональных сборок домашних кинотеатров, сколько реальной необходимостью при трансляции многоканального аудио выполнять сложную и финансово затратную акустическую обработку помещений. Вместе с тем, сформировать оптимальную для восприятия звуковую картину даже в стереозоне мультирума довольно непросто, а общие принципы акустической коррекции звука для помещений со стереосистемами остаются теми же, как и в домашних кинозалах с с форматами многоканального иммерсивного звука Dolby Atmos, DTS: X или Auro-3D (см. подробнее об иммерсивном аудио в этом материале).

Пять основных принципов формирования стереостудий и стереозон мультирума домов/квартир с домашним кинотеатром.


Если абстрагироваться от достаточно небольшого числа людей, покупающих дорогое аудио и видео оборудование «на показ» для «поддержки статуса», то основной целью владельца домашнего кинотеатра с системой мультирум является солздание таких условий просмотра и прослушивания аудио/видео контента, при которых видео панель/проектор и акустика дают максимальную отдачу, а владелец воспринимает звук и видео с качеством, определенным только качеством записи.


В ситуации, когда рассматривается трансляция (или ретрансляция) только аудио, то ключевые принципы формирования оптимальной звуковой картины в стереозоне мультирума остаются такими же, как и при работе с акустической картиной многоканального звука в домашнем кинотеатре, а именно:

• помещение стереозоны мультирума по соотношению своих размеров должно соответствовать или быть близким принципу «золотого сечения» Джорджа Кардаса (George Cardas), что позволит уменьшить акустические дефекты и исключить унисон вредных резонансов.

Согласно стандарта TR R22 Европейского Радиовещательного Союза (European Broadcasting Union) и стандарта ITU-R BS.1116-1 Международного Телекоммуникационного Союза (International Telecommunication Union) лучшее соотношение линейных геометрических размеров 1.1w/h ≤ l/h ≤ 4.5w/h - 4, l/h <3 и w/h <3, где l, w и h соответственно длина, ширина и высота помещения. По данным разных исследований вполне допустимыми будут соотношения размеров помещений для прослушивания стереозвука (и многоканального аудио), приведенные в таблице ниже.


Таблица. Допустимые соотношения линейных геометрических размеров помещений для формирования оптимальной звуковой картины.
Высота Ширина/Высота Длина/Высота
1,00 1,14 1,39
1,00 1,28 1,54
1,00 1,60 2,33
1,00 1,40 1,90
1,00 1,30 1,90
1,00 1,50 2,10
1,00 1,50 2,50
1,00 1,26 1,59
1,00 1,96 2,59
1,00 1,62 2,62
1,00 1,49 2,31
1,00 1,07 1,87

• акустические системы следует располагать в определенных местах помещения и в углах «звукового треугольника», образуемого вместе с местом прослушивания аудио контента.


Если в зоне используется отдельно стоящая акустика, а само помещение имеет прямоугольную (в горизонтальном сечении) форму, то колонки устанавливают на расстоянии:

- от плоскости фронтальной стены до центра низкочастотного динамика в 0,447 ширины помещения;

- от боковой стены до центра низкочастотного динамика в 0,276 ширины помещения.

Оптимальное место прослушивания будет располагаться в вершине равностороннего треугольника, образуемого вместе с акустическими системами. Если стереосхема формируется встроенными динамиками или настенными акустическими системами, то место размещения акустики в отношении боковых стен и место прослушивания остается прежним;

• вся основная аудио информация передается прямым излучением динамиков акустики на место прослушивания, а первые отражения от боковых стен, потолка, пола, доходящие до места прослушивания с запаздыванием в 10 - 20 миллисекунд, ответственны за время реверберации, которое определяет субъективное пространственное восприятие аудио (в малой комнате, студии, кинозале, на концерте и пр.).


Поэтому:

- нельзя прерывать направление прямого излучения от правой или левой колонки любыми посторонними предметами или аксессуарами;

- время реверберации можно увеличить или уменьшить рассеиванием, или поглощением звуковых волн в местах первых отражений;

• любые стеклянные поверхности на пути звуковой волны – прямой, отраженной – приводят к значительным и зачастую непредсказуемым искажениям звуковой картины.

Такое негативное влияние стекла обусловлено, как большой отражающей способностью, так и интенсивными переизлучением звуковых волн в разных частотах вибрирующей стеклянной поверхностью. Поэтому стеклянные поверхности нужно или убрать с основных направлений излучения звуковых волн, или задрапировать их тканью;


• при воспроизведении аудио акустикой в помещении образуются зоны высокого давления – за отдельно стоящей акустикой по фронтальной стене, вдоль тыловой стены при использовании встроенной акустики и в углах помещения, где концентрируются комнатные моды от низкочастотных динамиков.

Эти локализованные области высокого давления разбивают специальными ловушками и диффузорами, которые могут быть выполнены в креативном дизайне и полностью гармоничны с интерьером помещения





Справка: Узнать о путях и возможностях формирования оптимальной и демократичной цены на сборки ДК из компонентов ведущих производителей мира можно по телефонам:

+7(495) 771-55-22, +7(495) 506-00-82, или отправив интересующий вопрос на email: info@tophi-fi.ru)


Возврат к списку

      Пользуясь данным сайтом и любым его сервисами, Вы подтверждаете 
свое согласие на обработку персональной информации.
   

Top HI-FI® 2003-2024