Стереостудии продолжают пользоваться популярностью наравне с домашними кинозалами, хотя в последние десятилетия такие студии в основном – это прерогатива аудиофилов, а обычные меломаны переходят на многоканальные системы, создаваемые в виде и на базе домашних кинотеатров, в том числе системы мультирум. По сути, за исключением сегмента дешевых «коробочных» решений комплектных домашних кинотеатров (ДК) практически все профессиональные сборки ДК базируются на ресиверах (или процессорах с усилителями), позволяющих осуществлять ретрансляцию аудио (а зачастую и видео) в другие помещения дома или квартиры. Эти зоны ретрансляции (или зоны мультирум системы) могут располагаться практически в любом помещении вне зависимости от его целевого назначения и коммутироваться с базовым силовым оборудованием домашнего кинотеатра, как по проводной, так и беспроводной или гибридной связи, однако в подавляющем большинстве случаев даже при возможности передачи с домашнего кинотеатра многоканального аудио зоны мультирума строятся по схемам стереозвука.
В целом это обусловлено не столько типичным для владельцев субъективным отношением к мультирум зонам, как к сопутствующим преимуществам профессиональных сборок домашних кинотеатров, сколько реальной необходимостью при трансляции многоканального аудио выполнять сложную и финансово затратную акустическую обработку помещений. Вместе с тем, сформировать оптимальную для восприятия звуковую картину даже в стереозоне мультирума довольно непросто, а общие принципы акустической коррекции звука для помещений со стереосистемами остаются теми же, как и в домашних кинозалах с с форматами многоканального иммерсивного звука Dolby Atmos, DTS: X или Auro-3D (см. подробнее об иммерсивном аудио в этом материале).
Если абстрагироваться от достаточно небольшого числа людей, покупающих дорогое аудио и видео оборудование «на показ» для «поддержки статуса», то основной целью владельца домашнего кинотеатра с системой мультирум является солздание таких условий просмотра и прослушивания аудио/видео контента, при которых видео панель/проектор и акустика дают максимальную отдачу, а владелец воспринимает звук и видео с качеством, определенным только качеством записи.
В ситуации, когда рассматривается трансляция (или ретрансляция) только аудио, то ключевые принципы формирования оптимальной звуковой картины в стереозоне мультирума остаются такими же, как и при работе с акустической картиной многоканального звука в домашнем кинотеатре, а именно:
• помещение стереозоны мультирума по соотношению своих размеров должно соответствовать или быть близким принципу «золотого сечения» Джорджа Кардаса (George Cardas), что позволит уменьшить акустические дефекты и исключить унисон вредных резонансов.
Согласно стандарта TR R22 Европейского Радиовещательного Союза (European Broadcasting Union) и стандарта ITU-R BS.1116-1 Международного Телекоммуникационного Союза (International Telecommunication Union) лучшее соотношение линейных геометрических размеров 1.1w/h ≤ l/h ≤ 4.5w/h - 4, l/h <3 и w/h <3, где l, w и h соответственно длина, ширина и высота помещения. По данным разных исследований вполне допустимыми будут соотношения размеров помещений для прослушивания стереозвука (и многоканального аудио), приведенные в таблице ниже.
Высота | Ширина/Высота | Длина/Высота |
1,00 | 1,14 | 1,39 |
1,00 | 1,28 | 1,54 |
1,00 | 1,60 | 2,33 |
1,00 | 1,40 | 1,90 |
1,00 | 1,30 | 1,90 |
1,00 | 1,50 | 2,10 |
1,00 | 1,50 | 2,50 |
1,00 | 1,26 | 1,59 |
1,00 | 1,96 | 2,59 |
1,00 | 1,62 | 2,62 |
1,00 | 1,49 | 2,31 |
1,00 | 1,07 | 1,87 |
• акустические системы следует располагать в определенных местах помещения и в углах «звукового треугольника», образуемого вместе с местом прослушивания аудио контента.
Если в зоне используется отдельно стоящая акустика, а само помещение имеет прямоугольную (в горизонтальном сечении) форму, то колонки устанавливают на расстоянии:
- от плоскости фронтальной стены до центра низкочастотного динамика в 0,447 ширины помещения;
- от боковой стены до центра низкочастотного динамика в 0,276 ширины помещения.
Оптимальное место прослушивания будет располагаться в вершине равностороннего треугольника, образуемого вместе с акустическими системами. Если стереосхема формируется встроенными динамиками или настенными акустическими системами, то место размещения акустики в отношении боковых стен и место прослушивания остается прежним;
• вся основная аудио информация передается прямым излучением динамиков акустики на место прослушивания, а первые отражения от боковых стен, потолка, пола, доходящие до места прослушивания с запаздыванием в 10 - 20 миллисекунд, ответственны за время реверберации, которое определяет субъективное пространственное восприятие аудио (в малой комнате, студии, кинозале, на концерте и пр.).
Поэтому:
- нельзя прерывать направление прямого излучения от правой или левой колонки любыми посторонними предметами или аксессуарами;
- время реверберации можно увеличить или уменьшить рассеиванием, или поглощением звуковых волн в местах первых отражений;
• любые стеклянные поверхности на пути звуковой волны – прямой, отраженной – приводят к значительным и зачастую непредсказуемым искажениям звуковой картины.
Такое негативное влияние стекла обусловлено, как большой отражающей способностью, так и интенсивными переизлучением звуковых волн в разных частотах вибрирующей стеклянной поверхностью. Поэтому стеклянные поверхности нужно или убрать с основных направлений излучения звуковых волн, или задрапировать их тканью;
• при воспроизведении аудио акустикой в помещении образуются зоны высокого давления – за отдельно стоящей акустикой по фронтальной стене, вдоль тыловой стены при использовании встроенной акустики и в углах помещения, где концентрируются комнатные моды от низкочастотных динамиков.
Эти локализованные области высокого давления разбивают специальными ловушками и диффузорами, которые могут быть выполнены в креативном дизайне и полностью гармоничны с интерьером помещения
Справка: Узнать о путях и возможностях формирования оптимальной и демократичной цены на сборки ДК из компонентов ведущих производителей мира можно по телефонам: +7(495) 771-55-22, +7(495) 506-00-82, или отправив интересующий вопрос на email: info@tophi-fi.ru) |
Пользуясь данным сайтом и любым его сервисами, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональной информации. |
|
Top HI-FI® 2003-2024 |