Прошедшие пол века по праву стали революционными в направлении домашнего видео и это подтверждает не только переход от пары ламповый телевизор-видеомагнитофон до UHD панелей, проекторов и стримминга потокового контента, но впечатляющая эволюция аудио, как по оборудованию, технологиям, так и трансформации в пакетные системы «с эффектом присутствия». По факту именно благодаря развитию аудио сегмента в мире сформировалась и эволюционировала концепция домашнего кинотеатра (ДК), причем в последние годы разработчики и инсталляторы ДК стремятся создать собственный уникальный продукт в персональном кинозале, а не имитировать просмотр фильма в зале кинотеатра.
Пара стереоколонок в 70-80-е годы прошлого века прошла через этапы схем 2:1, 3:1, 5:1, 5:2, 7:1 и т. д. «окружающего» звука, а к настоящему времени трансформировалась в системы многоуровневого иммерсивного аудио с эффектом присутствия (см. более подробно об иммерсивном звуке в этом материале). Вместе с тем, безусловный прогресс в развитии аудио систем и технологий привел к появлению некоторых проблем в комплектации и инсталляции систем домашних кинотеатров профессионального уровня и среди них не в полной мере решены вопросы формирования низкочастотной звуковой картины в персональном кинозале.
Так, defacto эффект присутствия в системах иммерсивного звука зависит не только от расположения акустики по «уровням», но и от числа колонок (или первых отражений), а это уже схемы от 7 до 13 и более систем фронтального, обволакивающего и центрального каналов. Практически аналогичная ситуация с сабвуферами, которых должно быть, как минимум два, а лучше 4 для формирования максимально реалистичной низкочастотной картины в помещении с минимумом искажений на резонансных «стоячих» волнах. Тем более, что даже самые лучшие сабвуферы «по одиночке» не справляются с задачей воспроизведения низкочастотного контента саундтреков современных фильмов из-за ограниченного размера диффузоров, корпусов, мощности. В то же время «монстры» на 1000 Вт типа № 25 от REL Acoustics, Ltd в три четверти центнера весом и размерами 736,5 x 540 x 762 мм даже с большими допусками нельзя признать компактными, а помещения большинства персональных кинозалов не могут похвастаться ни емким пространством, достаточным для размещения 2 или 4 REL№ 25, ни соотношением размеров, близким к «золотому сечению».
Поэтому на вопрос, как в сравнительно небольших пространствах персональных кинозалов не просто расставить, но и акустически грамотно согласовать пакеты схем 9:2, 11:2, 11:4, 13:4 и особенно в отношении сабвуферов пока нет однозначного ответа.
Если абстрагироваться от достаточно большого числа владельцев ДК – аудиофилов, устанавливающих акустику по собственной методике и субъективной оценке качества восприятия звука, а также сторонников приема «SubwooferCrawl» от Audioholics, LLC (см. более детально о методе размещения сабвуферов «SubwooferCrawl» в этом материале), то среди профессиональных советов по инсталляции акустических систем можно выделить рекомендации:
По этому методу при интеграции двух сабвуферов первый устанавливается по фронтальной стене на 25% ширины помещения от правой боковой стены и на 25% высоты кинозала от уровня пола, а второй сабвуфер – на тыловой стене симметрично центральной оси помещения, т.е. на 25% ширины от левой стенки и на 25% высоты, но от потолка. По утверждению владельца Pro Audio Technology Пола Хейлза (Paul Hales) такое позиционирование акустики в нулях осевых мод длины и высоты значительно устраняет негативы стоячих волн и делает звуковую картину на низких частотах более реалистичной.
Если планируется схема звука с 4 сабвуферами, то первые два устанавливаются по описанному выше методу, а остальные 2 дублируют их на боковых стенах – один на левой стене на 25% длины комнаты от фронтальной стены и на 25% высоты от пола, второй – на правой стене на 25% длины комнаты от задней тыловой стены и на 25% высоты от потолка. Пол Хейлз подчеркивает, что метод «25 percent symmetrical alignment» ориентирован на системы иммерсивного звука и при соответствующей корректировке работает даже в квадратных помещениях, наиболее негативных в аспекте искажений при формировании звуковой картины многоканальных систем.
Справка: Узнать о путях и возможностях формирования оптимальной и демократичной цены на сборки ДК из компонентов ведущих производителей мира можно по телефонам: +7(495) 771-55-22, +7(495) 506-00-82, или отправив интересующий вопрос на email: info@tophi-fi.ru) |
Пользуясь данным сайтом и любым его сервисами, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональной информации. |
|
Top HI-FI® 2003-2025 |